ОмниОбзор сериала «Острые козырьки» или однажды в Великобритании

00

Представляем новый ОмниОбзор, в этот раз под нашим микроскопом и на ваших экранах британский сериал «Острые козырьки» .

Криминальные нуар-эпопеи очень давно приелись — уже ничем не удивляет второй «Город Грехов» , откровенно скучны «Охотники на гангстеров» , не пошел «Город гангстеров» . Кажется, что после «Секретов Лос-Анджелеса» или некоммерческих, но весьма атмосферных «Спящих» практически невозможно сказать что-то новое в этом жанре. Классические каноны уже не привлекают массового зрителя — нуар и криминальные драмы постепенно становятся жанром арт-хауса, каковым стала спорная «Черная орхидея«, и чтобы снова начать зарабатывать на кассовых сборах, в жанре необходимо что-то менять. А менять стоит декорации и атмосферу — так было сделано в «Бунраку«, где все нарочито кукольное, так было в фильмах Такеши Китано дилогии «Беспредел» , но это было не то, что нужно. В жанре надоел именно американский колорит — итальянцы, евреи, Чикаго, Нью-Йорк, сухой закон, автоматы Томпсона, шляпы и джаз. Все это навязло в зубах, как плохая еда и сами обстоятельства требовали изменений.

01

Что мы знаем о британском криминальном мире? Или даже не так – откуда мы знаем о британском криминальном мире? Из фильмов Гая Ричи, из почти забытых кинокартин вроде «Жил был полицейский» . И тут выстрелили «Острые козырьки»… Мы до конца не верили в существование таких людей! Мы не верили в реальность сердцевины истории, пока не погуглили и не убедились — бандиты, которые в Бирмингеме вшивали в козырьки лезвия, действительно существовали.

Чем еще берет история о банде бывших военных, вставших от безысходности на кривую дорожку? Во-первых, музыкой и атмосферой — Ник Кейв не подходит по историчности к картинке на экране, но органично вписывается в атмосферу депрессивного английского города после Первой Мировой, где чадят трубы и горит огонь — аду адскую музыку. Во втором сезоне мы слышим великую Пи Джи Харви — певицу, которая проложила дорогу Бьорк, она нагнетает атмосферу, передает всю крутость и масштаб происходящего. Атмосфера — она создается стилем в фильме. Алкоголь, сигареты, оружие, наркотики, насилие, классические костюмы и стрижки с выбритыми висками создают атмосферу крутости и брутальности происходящего. Каждую минуту ты ждешь облома главного героя, но он плетет свой сюжет, свою историю.

Актеры — это отдельная тема. Помимо Киллиана Мерфи и Сэма Нила, во втором сезоне появился Том Харди, известный по ролям Бэйна у Нолана, Бронсона в одноименном фильме и старшего брата в «Самом пьяном округе в мире» . Мрачный здоровяк с отличной актерской игрой органично влился в общую нить повествования. Весь актерский состав тянет на какую-нибудь премию — по лицам видно, что для актеров это не проходной высокобюджетный проект, а нечто такое, в чем интересно играть. Вполне возможно, что они эту премию не получат, но случится история с «Падением Черного Ястреба» — у всех актеров будет хорошая рекомендация в фильмографии.

02

История крайне интересная, она выводит сюжетные ходы, характеры, интриги, крайне причудливо — откровенно не ждешь следующего поворота, но и обрыва сюжета нет, это бы противоречило логике повествования. Видно сразу, что сценаристы старались — некоторые цитаты,  как «не веди переговоров, когда обороняешься» , можно брать и вставлять в паблики вроде «Мысли Томаса Шелби» .

Кто-то может сказать, что мы перехваливаем сериал – ничуть, история того заслуживает, особенно на фоне ожидаемых брендов, вроде «Игры Престолов» .