ОмниКомиксы. Multiversity #8 Ultra Comics

00

ОминиМир и дружественный проект Tatorio & Vendy представляют большой обзор Multiversity #8 Ultra Comics — нового комикса Гранта Моррисона и Дага Манке.

Несколько недель назад я написал рецензию на «Фантастическую Четвёрку» , где сразу обозначил тезис, что данная команда мне не нравится, а потом пять абзацев объяснял почему новая серия сосёт. Так вот, теперь же, дабы вы не делали ложных выводов, я скажу, что «Мультиверсити» остается самым интересным комиксом, выходящим за последние годы, и новый номер заслуживает вашего внимания не меньше остальных, а может даже и больше, ибо здесь есть… Ладно, давайте не будем забегать далеко вперед.

Глава первая

01

Тот самый «Ультра Комикс«. Как часто мы видели его на страницах былых номеров, посвященных иным Землям. Перед финалом нам обещали раскрыть, что же было в этом самом ваншоте, от чего с иными персонажами случалось невероятное. Моррисон и до этого ломал четвертую стену в своем магнум опусе, но данные 40 страниц просто апогей этого приема. С самого начала Ультра, синтетический супергерой с Земли-33, говорит, что он прибыл из будущего, которое наступает через 24 часа и 38 страниц этого комикса. То есть, чтобы вы понимали, это не просто осознание факта нахождения в графической новелле, это игра, причем невероятно искусная. Грант не только связывает персонажа с читателем ментально, с помощью диалогов и рисунка, он играет с тактильным ощущением, заставляя прочувствовать каждую страницу, как нечто тяжелое, нечто, что одним движением способно все уничтожить. И вот именно в этот момент я бесконечно жалел, что не держу в руках печатную версию. Немного этот эффект достигается, если у вас есть планшет, но и на обычном компьютере можно прочувствовать весь спектр эмоций. Переворачивая страницу (что Ультра умоляет нас не делать), мы ожидаем увидеть нечто страшное, но перед нами предстает обычный человек в костюме, сам читающий комикс. И, клянусь, когда он произносит фразу «Да, я всего лишь набор из карандаша и чернил, но вы же слышите мой голос у себя в голове прямо сейчас, верно?» я просто отбрасываю этот комикс на диван и сижу в шоке пару минут. Казалось бы, ничего особенного не произошло, скажите вы. Да, многие озвучивают реплики персонажей и представляют, какой бы голос они могли им дать. Прием, который значительно замедляет чтение, но предоставляет возможность лучше вообразить происходящее, дополнить его недостающим. И я так практически не делаю: обычно, читать приходится много и нужно укладываться в определенные временные промежутки. Да, порой такое может проскакивать, но крайне редко. И именно эту страницу, с этим самым мужчиной, я проговаривал в своей голове. Почему? Черт знает. Невероятно тяжело передать словами, ибо подобное чувство настигло меня впервые. Это уже не просто создание моста между тобой и комиксом, с другого конца, которого иногда, в твою сторону, может кто-то кричать, это именно что налаженный процесс путешествий людей с иной стороны (выдуманный мир) и жителями твоего города (мозга). Конечно же, есть вероятность, что Моррисон отнюдь не новатор этого приема и были инди-авторы, у которых поставлена четкая задача в том, чтобы ломать обыденные способы чтения, но в мейнстриме, как мне кажется, это первый серьезный и невероятно сильный шаг в сторону иного уровня разговора с читателем. Затем, создание героя. И здесь тоже хочется остановиться: Грант очень ярко показывает, что все эти наши персонажи комиксов не более чем сбор синтетических компонентов, которые авторы и пиарщики превращают в живое существо с человеческими качествами, способное понимать и затрагивать чувства покупателя. Что же до самой созданной единицы? Ну, у него в голове есть только мысли о том, что он должен сделать, о его жизненном предназначении, от чего этот сборник химических элементов и ходит с улыбкой на лице. Кстати, давайте взглянем на общий антураж. Ничего не напоминает? Как и все мои изречения, данное тоже станет лишь теорией, но не кажется ли вам, что Моррисон возвращает нас к происхождению Капитана Америки? Вы только гляньте на обстановку местной лаборатории. Ну, чем вам не 40-ые года прошлого века? А как вам речи о создании невероятного героя, что не только является ожившей идей величайших умов, так еще и предстает перед нами блондином с голубыми глазами? Но, наступает время и ему отправиться в путешествие. Что же нас ждет?

Глава вторая

02

Мы — Ультра Комикс. Наш герой сталкивается с настоящим миром. Да, его все также контролируют создатели, а баблы диктора нагнетают атмосферу, дабы с пафосом произнести название номера. Но тут есть еще и мысли самого героя, а именно в них есть некая насмешка над мейнстримом. Не понимаете? А вы присмотритесь внимательно. И вновь невероятный момент интеракции с читателем: первый раз авторы так и кричат «Готовься перевернуть страницу» , дабы привлечь наше внимание к происходящему, а уже после человек в костюме, чем-то напоминающий Брюса Уэйна, даст вам последнюю возможность отложить книгу в сторону, дабы не видеть того, что будет дальше. А может это действительно Бэтмен? Вот и крылья летучей мыши за ним, нет? Ладно, не важно. Следующая остановка нас ждет у панели с критикой… эммм, людей из интернета? Или это такие же обзорщики, как тот, которого мы встретили в первом выпуске? Или каждый пользователь, такой как я или вы, может быть критиком? Ведь ваш покорный множество раз хаял какие-то продукты индустрии комиксов, в том числе обвиняя их в претенциозном символизме, но про «Ультру» ли это? Мне кажется, нет. Помните, как я сравнил нашего протагониста с Кэпом? Понятно, что это был лишь самый простой пример, который поймут многие, ведь больше Моррисон взял из образа Мираклмена. Старого героя, который с легкостью навешает современным Бэтменам, да Супсам. Да, я сам сейчас в это не сильно верю, особенно после знакомства с серий ММ, но что такое некомпетентное быдло и дилетант, как я, понимает в этих ваших олдскульных комиксах? В конце-то концов, разве я не могу высказывать свое мнение, как иные «критики» в интернете?

Глава третья

03

И вот здесь я вернулся в реальность. До этой части статьи не все дошли, потому могу высказать и немного претензий. Разве вам не хватило прошлой главы? Не засиживайтесь здесь, а то начнете критиковать критика. Короче, о чем я: именно сейчас «Ультра Комикс» начинает резко провисать. Поймите меня правильно, здесь есть интересный стеб над героями-сайдкиками, что никогда не выйдут на передний план, даже когда мейнстримные звезды канут в никуда. Хотя, я боюсь, что не до конца понял эту метафору, ведь Моррисон, в свое время, сам Бэтса убил и поставил на его место Дика Грейсона, так что есть еще, о чем подумать. Тем не менее, не смотря даже на то, в какую оригинальную пытку попадает протагонист, именно эта часть комикса несколько утомила меня. Говорите, что ваш покорный зажрался, но когда твои мозги не просто заставляют думать, а фактически перестраивают некие парадигмы, дабы ты лучше воспринимал продукт, то и начинаешь выдвигать некие претензии. Хочется, чтобы градус создания новых ощущений не сбавлял оборотов. И этого у Гранта не выходит. Да, «Мультиверсити» гениальна и является одним из моих любимых комиксов, но и над ней нужно поработать. Все же я зажрался. Поймите правильно, иного второго опыта вы не получите в ближайшие черт знает сколько лет. Ну, не найдется второго такого автора… Хотя, может быть, когда-нибудь дорастет Мэтт Фрэкшен, но это лишь догадка. Просто, когда тебя штормом бросают в невероятные океаны с эмоциями, то невольно ждешь, что это будет продолжаться, от чего редкие выходы на сушу воспринимаются, как настолько опостылевшее и скучное, что вновь хочется отправиться в невероятное плавание, полное чудес и неизведанного. Можно ли так же относиться к этой части комикса, как к первой половине, притом не ощущая себя вернувшимся Гулливером?

Глава четвертая

04

Вы побывали в черной дыре? Вы вышли из мира, где я критиковал этот комикс? Значит, пора вернутся к лаврам в адрес Моррисона! Снова заветная фраза про переворачивание страницы. И по баблам нового формата вы можете догадаться. По отражению в глазах Ультры вы можете догадаться. Я перевернул страницу. И меня бросило в пот. Отнюдь не Брюс Уэйн там был. Отнюдь не простой набор красок и чернил. Монстр корпораций. Да, тот самый, что уничтожал Мультивселенную, ради которого все и создавалось. Дьявол индустрии, что может состарить и уничтожить любимого героя, которого сама эта индустрия так долго и с максимально точным расчетом на аудиторию придумывала. Ведь если он может разрушить огромную компанию, то время ему отойти в прошлое, дабы его же, со временем и забыли. И эта смерть персонажа очередная завлекаловка для того, чтобы мы вновь перевернули страницу. Ведь, подумайте сами, мы знаем Ультру всего страниц 35, где нам четко дали понять, что персонаж этот создан таким, чтобы аудитория любила и хотела его видеть еще больше. Сколько раз нам говорили о том, что не нужно переворачивать страницу, и мы это делали? Ведь нас просили оставить комикс, верно? А что теперь? Вы откроете следующую, ибо вам интересно, как же огромное и жадное издательство убьет героя, который, может быть, вам был до фонаря, но есть некое желание узнать, как его уберут, верно? Моррисон бьет вас обухом по голове и понятными словами показывает, как работает индустрия. Как мне кажется. Вы же можете видеть иное. И, да, огромное яйцо с крыльями — главный злодей. И, да, это причина, по которой многие бросят данный комикс, посчитав все представленное очередным бредом. Но так ли это? Грант сумасшедший, но он четко дает понять, что какой бы смешной и несерьезной не казалось нам большая корпорация, у нее есть сила, способная не только уничтожить героя, но и целую вселенную, целый мир персонажей и событий, который не готов жить по правилам, навязанных издательством. Завершается все это прекрасной фразой «А теперь отложите книгу» . И никаких анонсов на последний выпуск этой лимитки. Ничего. Просто ваше лицо, полное огромным количеством противоречащих друг другу эмоций и шок от прочитанного, который действительно хочется обдумать. Да, были номера «Мультиверсити» и лучше, и интересней, и менее провисающие. Но не было ни разу такого откровения, таких мурашек, такого шока, такого удивления. И, все равно же, найдутся личности, кто скажет, как это глупо вводить главным злодеем огромное черное одноглазое яйцо с крыльями.

Эпилог

05

Если мне не изменяет память, то в прошлый раз я разбирал комикс Nameless от того же Моррисона и сравнил его труды с хип-хоп музыкой, точнее, с артистами этого жанра. И тогда не мог найти нечто, чтобы настолько же сильно подходило под человека. Теперь же могу: «Мультиверсити» мне напоминает недавний альбом Кендрика Ламара To Pimp a Butterfly. О чем был последний? О культуре, музыке и истории черных. Невероятная аудиокнига, со множеством метафор и иногда уходящая в спокен ворд, дабы донести всю мысль. Альбом, что ломает представление о том, каким должен быть хип-хоп релиз. Манифест человека, который просто решил высказаться о жизни своего народа. Не находите ли сходств с работой Моррисона? Невероятной сложности труд, ломающий понятия о структуре, диалогах, персонажах и четвертой стене во всем мейнстриме индустрии комиксов. Великая работа, сдобренная не только юмором и иронией, но и сатирой над всем, чем нас кормит большая двойка. Да, есть вероятность, что многие посчитают этот комикс бредом, не поймут и половины. Много раз повторял, что за Multiversity нельзя садиться, будучи обычным любителем полистать комиксы на досуге. Вы должны понимать индустрию, вы должны были сами пережить те моменты, когда она вас имела, вы должны осознавать, что читаете, наверно, лучший комикс десятых. Невероятно актуальный и сложный труд, проделанный Моррисоном закончится уже на этой неделе, чего невероятно жду, но боюсь, что финал не переплюнет то, что было в промежутке между ним и началом. И все же как бы много я не написал и не похвалил Ultra Comics, лично для меня, это не лучшая часть серии, только из-за того, что одна треть этого ваншота провисает и довольно сильно, в сравнении с остальным материалом на 40 страницах. Да, здесь есть невероятные моменты, здесь есть страницы, от которых бросает в пот и дрожь, но я не могу, при всем желании влепить 10 баллов. Это невероятные 9.5, просто Моррисону не хватило совсем чуть-чуть, чтобы создать нечто идеальное.

Но, как мы все знаем, совершенства не бывает, потому садитесь за прочтение этого комикса. Поверьте, он стоит того, чтобы выучить английский, поверьте, он стоит того, чтоб прочесть огромное количество комиксов до этого. Поверьте, это не просто откровение, это фрикинг мастерпис.