Заметка

«Сыны Анархии» или американский «Гамлет»

00

What art thou that usurp’st this time of night
Together with that fair and warlike form
In which the majesty of buried Denmark
Did sometimes march? By heaven I charge thee speak!

Ульям Шекспир

Подобно Чингиз-Хану на железной лошади, они восседают на своих монстрах-конях с огнедышащим анусом, отрывая с мясом крышки пивных банок и успевая пощупать за ляжку твою дочь, не рассчитывая на хороший прием, не моля о пощаде и не щадя никого, показывая цивилам своего рода класс, давая им слегка дернуть от запаха тех приколов, о которых они, цивилы, никогда не узнают… Ох, эти добродетельные, праведные парни — они обожают переворачивать все с ног на голову.

Хантер Томпсон

Фильмов на мотоциклетную тематику очень много — это и культовый «Беспечный Ездок» , и знакомый всем с детства «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо» , и недавняя первая режиссерская (и очень, надо заметить, неплохая) работа Джейсона Момоа «Дорога на Палому» . Просто перебор пришелся на середину 80-х годов XX века — это второсортные боевики с минимумом спецэффектов и таким же количеством истории и сценарного замысла. Их масса, и все они преследовали одну цель — выставить outlaw-байкеров в самом негативном свете. Пожалуй, кроме Хантера Томпсона в его книге «Ангелы Ада» (одной из первых книг жанра гонзо) никто не собирался выставлять «изгоев» простыми людьми с простыми человеческими чувствами, желаниями, страхами и, самое главное, простой жизнью. И так было, пока не появились «Сыны Анархии» .

01

Таких сериалов очень мало. Более того — их практически нет. И ни один сериал, тем более криминальный, не интерполировал классический шекспировский сюжет на тему байкеров. Тема о том, что этот сериал — калька с сюжета Гамлета, обсосана всеми, кем только можно: от RS до Time, но, порядком избитая, она, тем не менее, не отменяет оригинальности такого прочтения старика Уильяма. Сюжет, развивается по канонам классической драмы — он в основном вакуумный (кроме второго сезона, когда действие происходит в Ирландии), то есть в одном городе, с примерно одними и теми же персонажами, вокруг примерно одних и тех же проблем.

Чем подкупает сериал? Курт Саттер, создатель сериала, сам в прошлом был Ангелом Ада и в сериале очень много людей, связанных с легендарным клубом: это и президент главного отделения Ангелов во Фриско Сонни Баргер, и исполнитель роли Лыбы Дэвид Лабрава. Сериал построен на аутентичной бандитской атмосфере, и этому способствует прекрасный и небанальный подбор актеров. Помимо Ангелов Ада в сериале засветились Дэнни Трехо, Стивен Кинг и самый первый Робокоп.

Как ни странно, но каждый актер на своем месте, хоть и не на самом ожидаемом. От Томми Флэннагана стоило ожидать роли опасного ирландского хмыря-убийцы, от Чарли Ханнэма — резкого, как нож, бандита, но от Мэрилина Мэнсона, к примеру, совершенно неожиданно получить удачный (!!!) образ тюремного главаря преступного Арийского Братства. Антагонисты вызывают злобу, протагонисты – сочувствие, сопереживание и чувство некоего братства, которого не испытываешь ни в «Игре Престолов» , ни в «Клане Сопрано» , ни «Во всех тяжких» .

02

Отдельно хочется отметить режиссуру, саундтрек и сценарий. Начнем с последнего, потому что за все семь сезонов он меня ни разу не напряг. Я не устал за три года смотреть сериал. Режиссура — все на своем месте, ни одного логического пробела, аллюзии на Шекспира не выбиваются из общей канвы, персонажи гибнут тогда, когда им следует погибнуть. Саундтрек — в фильмах про байкеров меня всегда бесил хэви-металл. Байкеры его не слушают, они слушают блюз и кантри, что мы и получили в сериале.

О чем этот сериал? Да о простых вещах — о чести, верности, дружбе, любви, ненависти и предательстве. О том, как поступать правильно в сложной ситуации. О том, о чем писал Шекспир. Старик Уильям может спать спокойно — его дело живет.