What art thou that usurp’st this time of night
Together with that fair and warlike form
In which the majesty of buried Denmark
Did sometimes march? By heaven I charge thee speak!
Ульям Шекспир
Подобно Чингиз-Хану на железной лошади, они восседают на своих монстрах-конях с огнедышащим анусом, отрывая с мясом крышки пивных банок и успевая пощупать за ляжку твою дочь, не рассчитывая на хороший прием, не моля о пощаде и не щадя никого, показывая цивилам своего рода класс, давая им слегка дернуть от запаха тех приколов, о которых они, цивилы, никогда не узнают… Ох, эти добродетельные, праведные парни — они обожают переворачивать все с ног на голову.
Хантер Томпсон
Фильмов на мотоциклетную тематику очень много — это и культовый «Беспечный Ездок» , и знакомый всем с детства «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо» , и недавняя первая режиссерская (и очень, надо заметить, неплохая) работа Джейсона Момоа «Дорога на Палому» . Просто перебор пришелся на середину 80-х годов XX века — это второсортные боевики с минимумом спецэффектов и таким же количеством истории и сценарного замысла. Их масса, и все они преследовали одну цель — выставить outlaw-байкеров в самом негативном свете. Пожалуй, кроме Хантера Томпсона в его книге «Ангелы Ада» (одной из первых книг жанра гонзо) никто не собирался выставлять «изгоев» простыми людьми с простыми человеческими чувствами, желаниями, страхами и, самое главное, простой жизнью. И так было, пока не появились «Сыны Анархии» .
Таких сериалов очень мало. Более того — их практически нет. И ни один сериал, тем более криминальный, не интерполировал классический шекспировский сюжет на тему байкеров. Тема о том, что этот сериал — калька с сюжета Гамлета, обсосана всеми, кем только можно: от RS до Time, но, порядком избитая, она, тем не менее, не отменяет оригинальности такого прочтения старика Уильяма. Сюжет, развивается по канонам классической драмы — он в основном вакуумный (кроме второго сезона, когда действие происходит в Ирландии), то есть в одном городе, с примерно одними и теми же персонажами, вокруг примерно одних и тех же проблем.
Чем подкупает сериал? Курт Саттер, создатель сериала, сам в прошлом был Ангелом Ада и в сериале очень много людей, связанных с легендарным клубом: это и президент главного отделения Ангелов во Фриско Сонни Баргер, и исполнитель роли Лыбы Дэвид Лабрава. Сериал построен на аутентичной бандитской атмосфере, и этому способствует прекрасный и небанальный подбор актеров. Помимо Ангелов Ада в сериале засветились Дэнни Трехо, Стивен Кинг и самый первый Робокоп.
Как ни странно, но каждый актер на своем месте, хоть и не на самом ожидаемом. От Томми Флэннагана стоило ожидать роли опасного ирландского хмыря-убийцы, от Чарли Ханнэма — резкого, как нож, бандита, но от Мэрилина Мэнсона, к примеру, совершенно неожиданно получить удачный (!!!) образ тюремного главаря преступного Арийского Братства. Антагонисты вызывают злобу, протагонисты – сочувствие, сопереживание и чувство некоего братства, которого не испытываешь ни в «Игре Престолов» , ни в «Клане Сопрано» , ни «Во всех тяжких» .
Отдельно хочется отметить режиссуру, саундтрек и сценарий. Начнем с последнего, потому что за все семь сезонов он меня ни разу не напряг. Я не устал за три года смотреть сериал. Режиссура — все на своем месте, ни одного логического пробела, аллюзии на Шекспира не выбиваются из общей канвы, персонажи гибнут тогда, когда им следует погибнуть. Саундтрек — в фильмах про байкеров меня всегда бесил хэви-металл. Байкеры его не слушают, они слушают блюз и кантри, что мы и получили в сериале.
О чем этот сериал? Да о простых вещах — о чести, верности, дружбе, любви, ненависти и предательстве. О том, как поступать правильно в сложной ситуации. О том, о чем писал Шекспир. Старик Уильям может спать спокойно — его дело живет.