ОмниОбзор мультфильма «Головоломка»

00

Мы побывали на специальном показе нового мультфильма «Головоломка» и готовы разобрать его на части.

После премьеры нового мультфильма студии Pixar на Каннском кинофестивале режиссёр и сценарист анимационного фильма «Головоломка» Пит Доктер прибыл в Москву, это, конечно, не Джон Лассетер, но в послужном списке этого человека участие в сценариях классической дилогии «История игрушек» и «ВАЛЛ-И» , а также режиссура мультфильма «Вверх» и главного шедевра студии за всё время «Корпорация монстров» . Так что он персона большая, и его приезд в Россию означает серьёзную ставку со стороны Pixar, а главное со стороны компании Disney (хотя над заголовком мультфильма везде указано Pixar-Disney, мы будем их разделять, потому что это важный момент). Но сначала, как уж заведено у Pixar, короткометражка.

01

Короткометражки от студии Pixar обычно представляют интересное зрелище в плане концепции, визуального стиля, анимации или всего этого вместе, так аниматор многих мультфильмов Pixar от «Приключений Флика» до «Рататуй» через «Поиски Немо» Джеймс Форд Мёрфи взялся за режиссуру в небольшом музыкально-романтически-тектоническом проекте «Лава» (слово Lava по английскому звучанию похоже на Love, и в эту ловушку попал даже переводчик Пита Доктера прямо на сцене). И после захватывающего полета над поверхностью океана с практически живыми дельфинами, по сравнении с которыми фауна друзей Немо представляет весёлые картинки, нас встречает гора, нет, серьёзно, гора со ртом и глазами, которая ещё и поёт, но проблемы совсем не в том, что это тааааааак напоминает эпизод из жизни Финна в мультсериале «Время приключений» (горы там не пели). Большая беда здесь с анимацией — да, у студии Pixar хромает анимация — рот и глаза находятся в специальных зонах, что больше напоминает дешёвые мультсериалы 1950-60-х, но в условиях полного 3D, что не сильно меняет ситуацию, а дополняет всё это неуклюжая анимация титульной лавы из «головы» главного героя, которая никак не соответствует продвинутым расчётом частиц дыма, неимоверными количествами поднимающегося вверх. Не будем спойлерить маленький мультфильм, потому что это уже сделал пёс Джейк, но укажем на отвратительное сочетание исполнителя гавайской песни с главной горой Уку (имена гор — Уку и Леле, но об этом вы узнаете уже здесь), можно подумать что вина в русском дубляже, но нет, оригинал звучит также, хотя и попадает «в рот» немного лучше.

02

Короткометражка короткометражкой, но главное же большой мультфильм, поэтому переходим к нему. Ответственный за «Историю игрушек» и «Корпорация монстров» Пит Доктер создаёт новую мультфильм про детей и маленьких монстриков, которые в этот раз живут в голове по психоэволюционной теории Роберта Платчика. Если вкратце, то все системы психологического введения категорий сводят эмоции до основных пяти-шести, а остальные представляют собой смешение основных в разной степени, так круг эмоций Платчика говорит о восьми основных эмоциях (в фильме пять, зато их «имена» сохранены), которые поставлены в главную роль развития личности, а появились по ходу эволюции. Интересная концепция, пачка разноцветных героев, возможность попасть в мир воображения, новая версия взросление и анимация студии Pixar, что могло пойти не так? ВСЁ!

Сама концепция эмоций-существ интересна, как и разделения повествования на два мира, обычный и внутренний, но именно это связало по рукам и ногам сюжет, который может только выручиться в своём нынешнем виде. Главные герои внутреннего мира после его создания по своей природе обладают всего одной эмоцией, и не смотря на яркие краски и трёхмерную анимации, являются по своей сути плоскими, и даже срывание их с насиженного место ничего не меняет — Радость радуется, Грусть грустит и так далее до полного предела или вашего безумия. Система продолжается тем, что они работают в корпорации «мозг» по созданию воспоминаний — и эта часть десяточно весёлая и продуманная, грустно, что только по виду из главного офиса, потому что весь внутренний мир представляет из себя большую пустоту, где некие «желейки» выкидывают наработанные воспоминания в огромную пропасть — привет, детишки, это ваш смысл жизни. Пустота чередуется с несколькими действительно интересными зонами и очень-очень-очень важными островами, через которое проходит роуд-муви главных героинь, а про систему мышления лучше расскажет сам мультфильм.

Но суть роуд-муви не в весёлых локациях, а в главных героях, половину которых мы теряем разом, а оставшиеся две эмоции представляют из себя довольно вялую картину, но хуже них всех только настоящий мир. Концепция заставляет эмоции управлять людьми, тем самым эти люди становится куклами, марионетками, существами похожими на Эдди Мёрфи из фильма «Знакомьтесь Дэйв» , что пульт управления в голове только дополняет (а устанавливают его всё те же желейки), у них нет ни эмоций (они выведены за рамки героев), ни решений, ни жизни — они созданы для существования внутренних человечков, которые созданы для содержания и управления бездушных «человеков» — всё, круг бесцельности жизни замкнулся. Следующая проблема исходит из того, что главным героям (людей за таковых уже считать не будем) нужно на что-то опираться, поэтому в качестве своей жизни они используют воспоминания своего человека, которые они помнят несмотря на то, что сами воспоминания находятся на фабрике желеек (да, кто вообще эти желейки, что управляют всем в этом мире?) — в этот момент система распадается так же, как и весь мозг главного человека при малейшей угрозе. Так фильм оставляет нас всего с одним вменяемым (ну, почти-почти) героем, которого вы не увидите в рекламе, но узнаете по хоботу.

Ладно, без героев можно вытащить фильм на сюжете, шутках и режиссуре. Но сюжет спотыкается обо все штампы фильмов о взрослении, при этом эти штампы здесь действительно все — от переезда и новой школы до семейных ценностей и мальчиков, а режиссура не просто не помогает, а скачет от полной суматохи до вальяжных осмотров окрестностей, стараясь не концентрировать внимания зрителя ни на чём. А вот шуток завезли, и они даже без участия героев работают на ура (если не на ура, то зал в большинстве своём реагировал хорошо), даже при условии, что построены на управлении «глупым человеком» и общей концепции эмоций у разных людей, особенно стоит остаться на титры после фильма, чтобы увидеть это в полной мере.

04

Но главное — Pixar снова проигрывает в анимации. Эта студия с давних пор занимается трехмерными мультфильмами, которые стали стандартом де-факто полнометражного кино (кроме Японии), и всегда вводила новые технологии в свои произведения — это не прихоть или работа на показ в демонстрациях, это были достижения, ступени развития, шаги к будущему. От простого к сложному: каркасная анимация (все же помнят лампочку Люксо-младшего), просчитываемая физика, вода-дым-огонь, волосы и шерсть, продвинутая и кинематографичная камера, физика множества одинаковых объектов (посмотрите список мультфильмов и увидите всё это) и другие технологии, которые постоянно переходят в мир кино, который и породил студию Pixar. Вероятно (потому что в этом никто не признается) следующем шагом должны были стать фракталы или для простоты построение больших объектов из огромного числа маленьких, их взаимодействие и полное масштабирование — это видно по «структуре поверхности» главных героев и построению внутреннего мира большим саморазвивающимся организмом — но что-то пошло не так и дело не в мощности (это Pixar), количестве времени (последний мультфильм вышел в 2013 году) или давлении сверху (Disney владеет студией уже почти 10 лет, хотя их и заставляют теперь делать по два фильма в год), любо Pixar потеряли волю к новому, либо технология слишком сложна в современных условиях вообще. Посмотрим, чем ответят другие.

Пока же многие студии предлагают зрителю современные анимационные фильмы разных жанров, студия Pixar делает шаг назад во всём, включая своё самое важное, заслуженное и единственное сокровище — анимацию. Последующая череда сиквелов «Истории игрушек» , «В поисках Немо» , «Суперсемейки» и «Тачек» может загнать их в угол и оставить с релизами строго для домашнего просмотра и памятью о «Корпорации монстров» . Им нужны совершенно новые фильмы и ответственные за них лица, что всё тот же Disney с «Вольтом» , «Холодным сердцем» и «Городом героев» может себе позволить и делает прямо сейчас.

В надеждах на «Добропорядочного динозавра» , стараемся не отдаться желейкам на просмотре мультфильма «Головоломка» , который может кому-то и понравиться.