Голливудские блокбастеры и сопутствующие им масс-медиа создали каноническую команду Мстителей, чьи участники – Капитан Америка, Железный Человек, Черная Вдова, Соколиный глаз, Тор и Халк, — смотрят на нас с плакатов, обложек комиксов и книг, одним своим видом доказывая, что земляне могут спать спокойно. Между тем поклонникам комиксов известно, что состав команды за всю ее историю не раз менялся. В нее входили различные супергерои Marvel, создавая не только защитный барьер на пути внешних и внутренних угроз, но и путаницу. События, однако, не раз доказывали, что усилий сравнительно небольшой группы порой было недостаточно для решения некоторых глобальных проблем. Так возникла идея создать новую Вселенную супергероев, сражающихся со злом и на Земле, и на планетах Солнечной Системы, и на дальних галактических рубежах. Для этого автор новой серии Джонатан Хикман («Восток Запада», «Манхэттенские эксперименты») придумал не только абсолютно новых обладателей сверхспособностей (хотя без Росомахи и Человека-паука не обойтись никак), но и новых злодеев, пришедших на смену уже изрядно поднадоевшим «старичкам». Костяк Мстителей, однако, остался прежним – до поры, до времени. До того момента, пока на Марсе не появился диковинный Сад, созданный пришельцами Экс Нихило, его сестрой Бездной и Алефом, потомком древнейшей расы Вселенной, Строителей, считавших себя носителями «эволюции» и «прогресса» и изменившими множество планет, не считаясь с их обитателями в стремлении создать очередной «дивный, новый мир». Не согласные с такой постановкой вопроса «классические» Мстители вступают в схватку – и терпят поражение, а некоторые герои и вовсе попадают под контроль. К счастью, лидеры, Стив Роджерс и Тони Старк (первый мыслит категориями морали, второй – логики, поэтому они отлично дополняют друг друга) решают бросить Зов, способный собрать воедино многих бойцов. В итоге подбирается разношерстная команда из освоивших телепортацию шаманов, мутантов, людей (и не совсем людей) с врожденными или приобретенными способностями. Но хватит ли у них времени и сил, чтобы остановить трансформацию Земли? Ведь к ней уже летят биологические бомбы, а на Марсе вот-вот появится на свет Адам, прародитель новой расы, потомки которого должны будут заселить нашу планету.
Хикман – человек с богатой фантазией, поэтому его кандидатура на роль «демиурга» мира Мстителей кажется весьма подходящей. В первый том, изданный «Jellyfish Jam», вошло фактически две истории. Первую из них нарисовал художник-визионер Жером Опенья (и сделал это просто роскошно), а вторую – Адам Куберт (неплохо, но однозначно слабее). Для превращения своих фантастических идей в комиксовую реальность Хикман избрал нелинейный метод повествования, разбросав насыщенные эпическим действием и геройским пафосом события по многочисленным временным и пространственным отрезкам, от «здесь» и «сейчас» до «где-то» и «когда-то». Во второй части это играет на руку, когда в каждой из трех глав нас ждет рассказ о становлении нового персонажа, перемежающийся с описанием его роли в событиях настоящего времени. Появление Гипериона и попытки разобраться в его двойственной природе (хотя большего внимания, на мой взгляд, заслуживают попытки понять, с чего он так откровенно похож на Супермена из другой, «конкурирующей» Вселенной), рождение Крушителя и ее (ага, она — девушка) борьба в рядах суперсолдатов империи Шиар, демонстрация способностей молодых и дерзких Сан-спота, Ядра и Шан-чи, пробуждение Матери-Вселенной, тут же принимающейся за мрачные пророчества и намекающей на какую-то важную роль пирогов в истории мироздания – все это отлично играет на руку Хикмана, позволяя ему усложнять сюжет и вводить в него персонажей, которых мы уже видим полноценными личностями со своей великой историей, а не просто массовкой на поле боя. К сожалению, в первой части этот же «межвременной» прием несколько сбивает с толку и заставляет путаться в событиях. К тому же, накручивая сюжетную спираль и выдавая залпы глобальных космологических идей, которых хватило бы на пару-тройку самостоятельных серий, Джонатан в финале этой самой первой части прибегает к банальному приему «deus ex machina», призывая в защитники Земли саму Вселенную и решая тем самым насущные проблемы (тут же создав новые, намекая на то, что дальше будет еще круче).
В лучших традициях реализма, инопланетяне, впервые столкнувшись с землянами, не превращаются в полиглотов и не осваивают английский на раз-два, а говорят на родном языке. Поэтому здесь читателя ждут многочисленные монологи на языке Строителей, расшифровывать которые придется самому, используя приведенный код. Хороший прием, добавляющий комиксу интерактивности. Радует и необузданная фантазия авторов, и великолепные космические пейзажи, ставшие ареной великих сражений, но не оставляют равнодушными и простые, земные истории. И, конечно, здесь есть место для юмора – впрочем, как зачастую и Хикмана, специфического. Однако это далеко не та работа, которая покоряет читателя с первых же кадров, нужно уловить ее темп и разобраться в потоке информации, чтобы понять, почему это очень крутой и многообещающий комикс.
А это, поверьте мне, именно так.