Заметка

Обзор проекта «Искатели»

00

[Update] Теперь вы можете скачать комикс и сами насладиться им или решить метафорически сжечь его.

Сегодня мы отправимся в довольно страшное место и узнаем достойны ли новые создатели комиксов.

Тому, кто однажды научился искать — обратной дороги нет.
Алимус

Если вы всегда думали, что мы занимаемся только мейнстримом, вы сильно ошибаетесь, потому что мы отправляемся в далёкие дебри инди-сцены комиксов, настолько далёкие, что после прочтения обзора вернутся только 3 из 10 прочитавших. В широкие сети нашего внимания попался только что выпущенный комикс «Искатели«, и сейчас мы расскажем насколько он  инди, чтобы вы никогда не путали настоящее инди, например, с creator-owned-комиксами издательства Image. «Искатели» — это антология (инди раз) разных авторов (инди два) в чёрно-белом исполнении (инди три), в некоторых комиксах всего одна страница (инди четыре). «Искатели» — выпускная работа (инди пять) участников мастер–класса «Создание комикса» (инди шесть) в Центре комиксов и визуальной культуры в Российской государственной библиотеке для молодёжи, соответственно находящейся в Москве, а это значит что авторы, попавших к нам в этот раз работ, могли видеть комиксы в первый раз в жизни всего три месяца назад, а тем более не знали о том, как их создавать (настолько инди, что д-р-р-р-рожь берёт), и на последок тираж всего 150 экземпляров (инди, но вы и так уже сбились со счёта).

01 02

Начнём с общего оформления. Комикс отпечатан в типографии на хорошей бумаге с мягкой цветной обложкой, которую нарисовал лучший художник выпуска (но мы к этому ещё вернёмся), на задней обложке представлены фотографии и контакты авторов, которые будут представлены у нас ссылками с их фамилиями, так что вы никого не упустите. Также обложка предлагает логотип, который в цветном оформлении кажется перегруженным деталями, а когда видишь его чёрно-белую версию, всё встаёт на свои места — новые блики и тени только ухудшили читаемость довольно неплохой версии. К каждому комиксу прилагается вступительное слово автора, что неплохо характеризует историю, но преобладание общей темы похвалы мастер–класса «Создание комикса» портит впечатление, когда читаешь в четвёртый раз. Общим оформлением и составлением сборника занимались, как не сложно догадаться, руководитель мастер-класса Алим Велитов и участница проекта Света Шоханова, с чем они безусловно справились, особенно в развороте с содержанием, мы же приступим к самим историям, для каждой из которых представим небольшой водный текст «О чём?» .

 

«Enjoy Drumming» (Таня Маттеро и Лера Лермонтова)

03

О чём? Об обычном офисном работнике, мечтающем стать барабанщиком.

История посвящена реально существующей школе игры на барабанах с титульным названием, которая выступала на презентации книги, но этим нас не подкупишь. Стиль рисунка довольно карикатурный, а иногда показывает только основы, но их вполне достаточно для восприятия. Быт офисного работника рассказан очень хорошо, даже с устаревшими шутками. С середины в историю врывается мечта главного героя сначала наполовину, а затем… конец. После отличного пролога с переносом из детства всё заканчивается на слабой ноте, а не ударом по барабану.

 

«Мщение» (Ника Рыжова, адаптация Людовига Уланда с переводом Василия Жуковского)

04

О чём? Буквальная комиксоизация небольшого стихотворения указанных авторов с полным текстом баллады.

Долгожительница «Создания комикса» пробует себя в новом «грубом» стиле рисования и попадает впросак. Рисунок сделан в виде грубых штрихов тушью, что можно было счесть за стиль, если бы он не менялся каждую страницу, переходя то в силуэты, то меняя количество «грубости» . С самой же историей Ника Рыжова поступила ещё хуже: здесь уже мелькало выражение «буквальная комиксоизация»?Это абсолютно буквальная передача слов баллады в топорной раскадровке, но если в этом был замысел автора, то это плюс. Вторым же плюсом является собственный логотип названия в средневековой стилистике.

 

«РобинZone» и «Сила любви» (Максим Зеленский)

04

О чём? О муках художника, неприятии внешнего мира, эскапизме и нежданном путешествии.

Помните про лучшего художника из описания обложки этого выпуска, так это его комикс, и он нарисован и поставлен просто превосходно: отличные лица, позы персонажей, детальность рисунка. Но что интересно, кроме рисунка в этом комиксе есть история, которая действительно завораживает, а концовка заставит покрутить эту небольшую историю в руках ещё несколько раз. Единственное, чего не хватает — это хорошей работы со шрифтами и нескольких звуков, которые так и просятся, но если мы перешли к оформлению букв, то комикс явно превзошёл себя.

О чём? О любви юноши и девушки.

Всё такой же хороший рисунок, но это только набросок на одну страницу.

 

«Йаблоко раздора» (Юлия Назаренко)

03

О чём? «Биографичный» комикс о Стиве Джобсе.

На удивление интересный своей идей и идеей внутри идеи одностраничный комикс (совсем не стрип). Рисунок схематичный, но ясный,  воображение автора явно чувствуется за границей каждого кадра. Плюс здесь есть действительно смешная шутка.

Агонь!

 

«Герой» (Валентин Поткин)

03

О чём? О ночи в лесу и том, как закадрить девушку.

По странному стечению обстоятельств мы уже встречались с этой, как её называет сам автор, вселенной, и даже в самых легко набросанных стрипах было больше жизни, чем на этих четырёх страницах. Тонкие линии никак не подходят такому рисунку, кадры в лучшем случае накиданы, а выражение лиц «деревянные» и однотипные, и по сравнению с другими комиксами сборника работа выглядит незавершенной, на уровне подготовки к проекту. Про сюжет рассказывать нечего, кроме того, что здесь есть драка и пара заезженных шуток.

И автору на будущее: 1) Когда у комикса есть название, ему место не в предисловии, а на странице, особенно, если целая её четверть пропадает зря   2) Как зовут главного герою и главную героиню? 3) Когда делаешь такую подробную отсылку, как Shoryuken, неплохо бы написать название правильно.

 

«Микс-тэйп» (Степан Полчанинов)

05

О чём? Как два друга Лис и Миха  возволяли сокровища своего прошлого.

Это уже не первая работа автора, и здесь мультяшный стиль отработан на полную, даже толщина линий меняется в зависимости от расстояния от кадра настолько чётко, будто у хорошего мультфильма, и если медведь Миха со своим дизайном просто мультяшный медведь, то Лис со своей «кривой» мордой рулит на полную. Итак, автору предстояло ввести новых героев и это вышло на уровне, сама история целостная, большая по меркам объекта нашего обзора, и пусть не с самыми лучшими шутками, но добрыми и работающими. Хотя всё веселье портят облачка с текстом, то круглые, то «облачка» , то пунктир, то мысли, то прямая подводка к говорящему, то с загогулиной, то сам пузырь уплывёт в рот, и только крики на своём месте.

 

«Бумага или волосы» (Света Шоханова, адаптация рассказа Комоцу Сакё)

06

О чём? Во всём мире стала исчезать бумага, и наша репортёр отправляется на поиски истины.

Это действительно хорошая адаптация в комиксе, с материалом явно поработали, придали ему графическую форму, которая неплохо выглядит в общем и в выражениях лица главной героини, но кадрам не хватает глубины, а «манговость» оформления серых цветов и дизайна главных героев никак не сочетается с карикатурностью европейского комедийного комикса у всего остального. Хотя концовка с «четвёртой страницей» явно работает в пользу комикса.

 

Последний «комикс» от Петровича, который явно рассчитан на очень пытливого читателя, оставим без комментариев.

 

В итоге «Искатели» представляет неплохой сборник комиксов с одним явным талантом внутри, а для начинающих авторов просто отличный.

ИНДИ-СЦЕНА ЖИВА!