ОмниКомиксы. «Блэксэд Книга 1»
Джон Блэксэд – частный детектив. Он носит плащ, не склонен к порядку дома и в офисе, в равной степени использует дедукцию и силу, прошел в жизни через многое и научился выживать в непростом мире, если надо, без раздумий пуская в ход оружие. Как и огромный мегаполис вокруг него, где живут бедные и богатые, знаменитые и забытые всеми обитатели, он словно сошел со страниц некогда бульварных, а ныне классических американских детективов в жанре «нуар», прихватив оттуда сигарету, плащ и мизантропию, смешанную с обостренным чувством справедливости. Легко представить его и героем черно-белых голливудских фильмов сороковых-пятидесятых годов, воспевающих сильных мужчин, так и не нашедших своего места в обществе после Второй Мировой, но всегда окруженных роскошными женщинами, среди которых преобладают роковые красавицы, стремящиеся на сверкающую вершину социального Олимпа всеми силами, но есть и невинные создания, мотыльки, быстро сгорающие на ярком огне жизни. Так что когда вы вспомните о Хэмфри Богарте, увидев, как Джон смачно затягивается сигаретой, или подумаете о Сэме Спейде и Филипе Марлоу (которых Хэмфри и воплощал на экране), то знайте, вы на верном пути в поиске прототипов этого персонажа. Впрочем, он же герой комикса, поэтому на одной из страниц его можно принять и за Бэтмена, замершего на крыше и похожего на готическую горгулью. Крыша, кстати, отличное место для Блэксэда, потому, что он – кот. Черный кот с белым пятном на морде, но во всем остальном Джон выглядит и ведет себя как человек. Остальные герои книги аналогично антропоморфны. Причина? На ум сразу приходит Джордж Оруэлл и его «Скотный двор», и, если в первой, чисто «кинематографической» истории, вошедшей в русское издание, эта параллель не так очевидна, то второе расследование Джона красноречиво намекает на эту книгу.
Придуманный и нарисованный испанцами Хаунхо Гуарнидо и Хуаном Диасом Каналесом комикс «Блэксэд» был издан во Франции и моментально стал мировым хитом. Этому есть несколько причин: конечно же, «Богарт жив» в каждом настоящем мужчине по обе стороны Атлантики и, конечно, из-за невероятного рисунка. Каждый кадр – пиршество для глаз и пример внимания к мелким деталям, его хочется повесить в рамочке на стенку с пометкой для будущих художников комиксов «вот как надо рисовать!». Добравшееся до России издание «Блэксэда» вышло в оригинальном формате 230х305 мм и содержит сразу две главы: «Где-то среди теней» и «Полярная нация». Сюжет «Теней» стартует с большой потери в жизни Джона – от рук убийцы погибла популярная актриса Наталья (комментарии хорошо описывают круг ее реальных прототипов из истории Голливуда), с которой у детектива когда-то был страстный роман. По законам жанра, Джон берется за собственное расследование, движимый одной целью – отомстить. Ему не то, чтобы помогает, скорее не мешает комиссар Смирнов (на самом деле немецкая овчарка, так что происхождение славянской фамилии под вопросом), имеющий свои взгляды на справедливость и благородство, порой вступающие в противоречие с его присягой. Дальше закручивается типичный «нуаровый» клубок, запутавший в одну смертельную ловушку мелких уличных пройдох (рептилий и крыс) и голливудских бонз, уверенных в том, что весь мир принадлежит им. Получилась очень точная стилизация под классические сюжеты, со всеми их проверенными приемами (герой преспокойно убивает преступника в своем офисе и потом на словах объясняется с полицией, избегая утомительных процедур и дознаний), антуражем и атмосферой.
Во второй части книги Джону предстоит расследовать похищение маленькой девочки из неблагоприятного квартала. И тут-то замечаешь, что цвет персонажей – не просто дань их «животной» природе, а способ указать на важные социальные проблемы, очень характерные не только для Америки пятидесятых, но и для наших дней. Оказывается, в городе набирает силу откровенно нацистская политическая партия, состоящая из представителей белой расы – полярных медведей и песцов. Так что Джону с его черным цветом приходится нелегко. Дискриминация, ненависть, убийства, месть и ритуалы местного Ку-Клукс-Клана сводят вместе многих персонажей, разбираться в отношениях которых – задача для настоящего детектива, которому здесь, однако, пригодился бы мелкий и юркий помощник. Им стал журналист Уилки, пахучая и болтливая ласка. Описывая социальные проблемы, авторы очень четко вырисовывают разные типажи, придавая звериным мордам сходство с реальными людскими типажами. Так, местные братки – все как один черные жеребцы и быки, которым реально страшно переходить дорогу. Простые жители трущоб внешне, может быть, и обычные дворняжки, но не лишены гордости и достоинства. Завсегдатаи баров – типичные свиньи в футболках-алкоголичках. А белые «нацисты» словно срисованы с пропагандистских плакатов Третьего Рейха.
«Блэксэд» — комикс, о котором можно говорить много и долго, можно даже писать диссертации, выискивая истоки вдохновения, аллюзии и исторические параллели, разглядывая каждый кадр под микроскопом в поисках скрытых символов и намеков. Но это не главное. Главное – что эта книга наконец-то вышла в России в том виде, который она заслужила. Может быть, она станет тем давно ожидаемым паровозом, тянущим за собой лучшие образцы европейских комиксов в нашу страну, но, даже если этого не произойдет, то «Блэксэд» все равно останется одним из главных достижений нашей молодой комикс-индустрии. Превосходная вещь. Есть шанс, что кому-то придется увеличивать полки в книжном шкафу под нужную высоту, но оно того однозначно стоит.