Для жителей Готэма Хэллоуин или «Долгий Хэллоуин» – этот тот праздник, который, как говорится, всегда с тобой, надо только набраться храбрости и выйти вечером на улицу.
Силуэты готических зданий, темные и смертельно опасные переулки, сумерки, ставшие ареной битвы добра и зла – все это играет здесь важную роль в формировании атмосферы вечного Дня Всех Святых. Но главный вклад вносят люди, живущие в городе – люди, не расстающиеся с масками, безумные фрики вроде Джокера и Пугала; люди без масок, уверенные в своей власти и полном превосходстве; люди, вынужденные носить маски, скользя пугающей тенью летучей мыши по стенам зданий в попытках искупить долги и исполнить старые клятвы. Но однажды всех этих непримиримых противников объединит один вопрос – кто такой Праздник? Из головной боли комиссара Джима Гордона и окружного прокурора Харви Дента этот вопрос быстро превратится в главную загадку Готэма, ведь убийца, получивший такое прозвище, убивает своих жертв только по праздникам, выбирая свои цели в окружении Кармайна Фальконе, Римлянина, главаря преступного мира города. А это значит, что Готэм ждет волна мести, бандитских разборок и прочих событий, нарушающих и без того неспокойный ритм мегаполиса.
Читать «Долгий Хэллоуин» Джефа Лоэба и Тима Сэйла после основной массы комиксов о Бэтсе, выходивших десятилетиями до этого (не считая, конечно, шедевров Фрэнка Миллера, как раз и приведшего сюжеты про этого героя к суровому реализму) – все равно, что смотреть «Бэтмен Начало» Кристофера Нолана после кислотной дискотеки фильма «Бэтмен и Робин» Джоэла Шумахера. В том смысле, что сразу понимаешь – так же весело, как в «рисованных картинках» для подростков, уже не будет, но по этому поводу не переживаешь, а всячески это окончательное превращение Брюса Уэйна в героя взрослых и предельно серьезных историй приветствуешь. Но, храня память о прошлом Бэтмена, авторы напомнят, что буква «D» в названии издательства «DC Comics» изначально означала слово «Detective», да и сам Брюс выступал прежде всего в роли детектива. Что ж, ему придется вспомнить свои навыки, расследуя преступления Праздника, попутно решая проблемы со своими извечными противниками, вроде Джокера, Загадочника, Ядовитого Плюща, которых кто-то очень раззадорил, натравив на Летучую Мышь. Также вокруг постоянно мелькает соблазнительный силуэт Женщины-Кошки, загадочно мурлычущей и охотно ставящей на кон свои девять жизней. Важную роль, определяющую будущее Готэма, все они сыграют в самом финале, а пока что история разыгрывается по большей мере в привычных для криминального сюжета местах – тюрьмах, залах суда, палатах психиатрической лечебницы, кабинетах полицейских и окружных прокуроров, в роскошных особняках мафиози и на улицах города, где всё чаще звучат выстрелы из пистолета 22-го калибра. На этом фоне Лоэб отлично показывает, как эта растянувшаяся на год интеллектуальная схватка меняет жизни вовлеченных в нее людей. Как переживает ее комиссар Гордон, находя непоколебимую опору в своей семье. Как постепенно двуличность пробуждается в душе Харви Дента, стремящегося действовать по закону и одновременно осознающего, что это не всегда эффективно, а значит, нужны альтернативные меры. Как сходят с ума мафиози и члены их семей, пытаясь понять, что и кто стоит за этой местью. Бэтмен тоже не всевластен над своими эмоциями – он легко попадает под чары Ядовитого Плюща, становясь на время пешкой в запутанной игре. Он теряется в версиях, подозревая соратников по борьбе со злом (вместе с которыми дал клятву очистить город от преступности) в то время, как они подозревают его, Брюса Уэйна, что безусловно не самым лучшим образом складывается на зарождающейся дружбе, от которой так часто зависит покой жителей города.
Мастерски интригуя до самого финала, Лоэб и Сэйл порой беспощадны к своим героям, зато очень доброжелательны к читателям. Сюжет не перегружен отсылками ко всей многолетней истории Человека-Летучей мыши (это вам не Грант Моррисон!), в начале каждой главы основные персонажи заботливо представлены в очередной раз, дабы никого не запутать. Убийства Праздника выделены черно-белой гаммой, отсылающей читателя к стилистике классических нуарных детективов, но в основном рисунки Тима представляют собой феерическую игру цвета и тени, особенно шикарно проявляющую себя на многочисленных разворотах. Свой цвет принадлежит и каждому красному дню календаря, а также преступникам, отмечающим его в своей своеобразной манере, призванному стать не только поводом ждать очередного неотвратимого преступления, но и напоминанием о семейных ценностях и самых близких людях, ради которых стоит непоколебимо стоять на своём и задерживаться допоздна на работе. У близких, правда, тоже есть свои темные тайны, как знать, не в них ли нужно искать причины преступлений, ознаменовавших собой самый долгий Хэллоуин в истории Готэма?
На русском языке вышло сразу «Абсолютное издание» этого легендарного комикса, включающее в себя тринадцать оригинальных выпусков Batman Long Halloween плюс несколько неопубликованных ранее страниц, интервью с Кристофером Ноланом, рассказывающем о том, как данный графический роман повлиял на образ Бэтмена в его знаменитой кинотрилогии. Также в наличии короткое описание всех эпизодов (нечто вроде презентации для издателей) плюс обширная галерея обложек, дополненная монологами Джефа и Тима о том, как создавались те или иные рисунки, ныне ставшие частью безусловной классики комиксов.
Вопрос «брать или не брать?» по отношению к книге комиксов «Бэтмен Долгий Хэллоуин» не стоит – однозначный маст-хэв.